Ката донских армян – это довольно трудоёмкий 40-слойный круглый слоёный пирог со сладкой начинкой, который готовят в качестве пригласительного билета на свадьбу своих близких родственников, либо для встречи дорогих гостей. Приглашая разделить с ними радость, они желают своим близким счастья и благополучия. Сладкая начинка из муки, сахара и топлёного масла символизирует сладкую жизнь, достаток; много промасленных слоёв, соединённых кверху - долгую совместную жизнь. Тел-кату донские армяне обязательно украшают национальным орнаментом в виде знака вечности и солнца, надавливая сверху гохичком - круглой деревянной печатью. Этим они желают вечного процветания и продолжения рода. По традиции и смыслу, этот пирог выступает аналогом русского каравая.
Ката — это не просто еда, а культовая, обрядовая выпечка, обязательный атрибут праздничного стола. Она впитала в себя национальный дух, стала своеобразным символом, поэтому и живёт по сию пору во множестве региональных разновидностей. Технологии приготовления имеют свои региональные особенности. Тесто может быть слоёным, пресным или дрожжевым, а сама ката может быть в виде пирога, рулета или печенья.
Первое письменное упоминание о ката встречается в армянских баснях в XIII веке, но точно неизвестно, когда появилась эта выпечка. Несомненно одно – ката существует столько же, сколько и сам армянский народ. Старинный пирог ценят и любят как в Армении, так и среди рассеявшихся по земле диаспор, в том числе, в диаспоре донских армян.
Армяне появились на Дону в конце XVIII века. Современная армянская диаспора, проживающая компактно на территории Мясниковского района Ростовской области, ведёт свое летопись с 1779 года, когда в низовья Дона добрался один из трёх поредевших караванов армян-переселенцев с Крымского полуострова. Так что донской версии старинной армянской каты уже 200 лет. Армяне, живущие на Дону, искусны и в приготовлении сладкой выпечки. Настоящий пирог ката готовят исключительно руками – от замеса теста и приготовления хориза до нанесения орнамента перед выпечкой.